иволга

ЭГ2Тв (Электропоезд городской, 2-й тип, Тверской), ЭГЭ2Тв (Электропоезд городской экспресс, 2-й тип, Тверской), известные также под общим коммерческим названием «Иволга» — семейство электропоездов постоянного тока напряжения 3 кВ, выпускаемых на ОАО «Тверской вагоностроительный завод» (ТВЗ). В 2014 году создано базовое исполнение электропоезда ЭГ2Тв как родоначальник базовой универсальной платформы российских электропоездов нового поколения. Заводское обозначение поезда ЭГ2Тв — 62-4496; заводские обозначения вагонов — 62-4497, 62-4498 и 62-4499 для прицепных головных, моторных промежуточных и прицепных промежуточных вагонов, соответственноПерейти к разделу «#Общие сведения». Заводское обозначение поезда ЭГЭ2Тв — 62-4556. По состоянию на 2020 год было создано три версии серии ЭГ2Тв, условно именуемых как «Иволга» (базовая версия, в данной статье также именуется версия 0.0, с расположением сидений по схеме 2+1), «Иволга-1.0» (версия с увеличенным числом мест, расположенных по схеме 2+2 и расширенным оснащением салона) и «Иволга-2.0» (версия с более гладкой формой кабины машиниста, новыми салонными дверями и дополненным в сравнении с «Иволгой-1.0» оснащением салона)Перейти к разделу «#Производство». Для каждой из них существуют разные исполнения, отличающиеся схемами формирования (композициями) составаПерейти к разделу «#Составность». По состоянию на 2022 год продолжаются работы по серии ЭГЭ2Тв (проект «Иволга-3.0»), а также по постройке опытного образца версии «Иволга-4.0»Перейти к разделу «#Создание и презентации макетов». Всего по состоянию на середину 2020 года произведён 41 состав в трёх версиях: 2 пятивагонных состава базовой версии «Иволга» в 2014 и 2015 годах, 24 шестивагонных состава версии «Иволга-1.0» в период с 2018 года по первую половину 2019 года и 15 семивагонных составов версии «Иволга-2.0» во второй половине 2019 года; в 2020 году началось дополнение выпущенных составов версий 1.0 и 2.0 до одиннадцативагонной составностиПерейти к разделу «#Производство». Все поезда поступили в собственность Центральной пригородной пассажирской компании для эксплуатации на радиальных направлениях Московского железнодорожного узла. Электропоезда обслуживают Белорусское, СавёловскоеПерейти к разделу «#Белорусское и Савёловское направления», Рижское и Курское направления Московской железной дороги, включая транзитные маршруты с Белорусского на Савёловское и с Рижского на Курское направления через Алексевскую соединительную линию в рамках тарифной системы Московских центральных диаметровПерейти к разделу «#Курское и Рижское направления»; до ноября 2019 года они также работали на Киевском направленииПерейти к разделу «#Киевское направление». Стоимость одного семивагонного состава на конец 2018 года оценивалась примерно в 0,7 млрд рублей[1]. Городские электропоезда В 2013 году, одновременно с началом масштабной реконструкции и электрификации Малого кольца Московской железной дороги (МК МЖД) под пассажирское движение, был объявлен конкурс на разработку электропоездов постоянного тока для пассажирских перевозок на данной линии[17]. В соответствии с разработанным техническим заданием конструкция электропоездов должна была отвечать условиям городских перевозок в режиме, приближенном к метрополитену. Требования предусматривали наличие у электропоезда вместительного салона бестамбурной компоновки с площадками для стоячих пассажиров и инвалидов, просторными туалетами и дверями увеличенной ширины или большим их количеством для ускоренной посадки и высадки, а также хорошие динамические характеристики для быстрого разгона и торможения в условиях частого движения на достаточно коротких участках между остановочными пунктами. Серийно выпускавшиеся в то время в России пригородные электропоезда ЭД4М не подходили для полноценного использования в качестве городского поезда из-за недостаточной динамики разгона и торможения и расположения двух дверных проёмов по краям вагона, что замедляло посадку и высадку пассажиров из середины вагона[18][19]. В качестве одного из вариантов подвижного состава для МК МЖД рассматривались электропоезда семейства «Ласточка» серии ЭС2Г с салоном городского исполнения для линий постоянного тока. Эти составы имели по пять вагонов и салон бестамбурного типа с двумя широкими дверями, расположенными в средней части каждой половины вагона, и в большей степени подходили для городских перевозок, чем традиционные пригородные поезда, превосходя последние и в техническом отношении. Однако, ввиду использования значительного количества импортных деталей и электрооборудования «Ласточки» были достаточно дороги в производстве, поэтому в качестве альтернативы этим поездам рассматривалось как использование уступающего по комфортности и техническим характеристикам типового поезда ЭД4М-500, производившегося на Демиховском машиностроительном заводе, так и создание на одном из предприятий группы «Трансмашхолдинг» принципиально нового поезда на отечественной элементной базе, сходного по комфортности и характеристикам с «Ласточками»[20]. Создание и презентации макетов Осенью 2013 года Тверской вагоностроительный завод, входящий в состав Трансмашхолдинга, по собственной инициативе начал разработку концептуально нового семейства электропоездов для городских, пригородных и межрегиональных перевозок, которое по техническому оснащению и безопасности могло составить конкуренцию «Ласточкам» при более низкой стоимости и впоследствии могло применяться для городского, пригородного и межрегионального пассажирского сообщения. Главным конструктором новых поездов был назначен Иван Ермишкин, занимавший в то время должность первого заместителя главного конструктора завода[21][22]. Поскольку Тверской завод специализировался на производстве прицепных пассажирских вагонов для поездов дальнего следования и в течение последних десятилетий не имел опыта производства вагонов электропоездов, кроме промежуточных вагонов электропоездов 81-760/761 «Ока» для метрополитена, к работе по созданию поезда также были подключены специалисты Мытищинского завода «Метровагонмаш»[21]. Дизайн экстерьера и интерьера был разработан испанским дизайнерским бюро «Integral Design and Development»[23]. В начале 2014 года заводом был изготовлен демонстрационный полноразмерный макет передней половины головного вагона электропоезда, получившего обозначение серии ЭГ2Тв, в виде кузова с полной внутренней отделкой кабины и пассажирского салона в городском исполнении, а также частью электрических цепей. Первая презентация данного макета в закрытом формате для профильных специалистов и прессы состоялась 15 мая 2014 года на Тверском вагоностроительном заводе[24][25]. В июне того же года макет головного вагона был перевезён в Сочи, где публично демонстрировался перед отелем «Pulman» в рамках международного форума «Стратегическое партнёрство 1520»[22]. Через некоторое время он отправился в Москву и сначала был выставлен перед Казанским вокзалом в сентябре[26], а позже в октябре перевезён на ВДНХ, где демонстрировался в ходе выставки «ЭкспоСитиТранс-2014»[27]. В 2018 году был создан новый демонстрационный макет передней половины головного вагона ЭГ2Тв версии «Иволга-2.0» с укороченной передней частью салона, имеющий новую более гладкую форму лобовой части[28][29]. Салон данного макета по сравнению с салоном поездов «Иволга-1.0» также получил ряд отличий в конструкции поручней, USB-розеток и переговорных устройств; также в целях демонстрации кресла были изготовлены с обивкой чёрного, серого и красного цвета вместо применяемого на выпускаемых поездах синего. Данный макет был выставлен и открыт для посещения в декабре 2018 года на площади Киевского вокзала Москвы[30]. В начале 2020 года Трансмашхолдинг уже вёл работы по очередной версии («Иволга-3.0»). Электропоезд этой серии получил обозначение ЭГЭ2Тв (заводское обозначение 62-4556). По словам руководителя технического управления дирекции по развитию пассажирского транспорта АО «Трансмашхолдинг» Михаила Куприянова, одними из главных направлений нового проекта являются повышение конструкционной скорости до 160 км/ч, а также изменение конфигурации (в том числе количества) дверей[31][32][33]. Кузов Кузова вагонов поезда ЭГ2Тв имеют цельнометаллическую несущую сварную конструкцию c вырезами для окон и дверей. Они состоят из рамы в виде продольных и поперечных балок, гофрированного пола, боковых и торцевых стен с плоской наружной обшивкой и крыши рамной конструкции с плоско-гофрированной обшивкой и вырезами под оборудование, а также отдельно закрепляемой у головных вагонов кабины машиниста с пластиковой наружной обшивкой. Основным материалом каркаса и наружной обшивки корпусов вагонов является нержавеющая сталь, а несущих элементов рамы кузова — низколегированная сталь[71][72]. В конструкции ЭГ2Тв впервые среди отечественных электропоездов как на головных, так и на промежуточных вагонах применены модульные блоки противоударной крэш-системы, на которые крепятся сцепные устройства и буфера вагонов. Эти блоки воспринимают на себя основную часть энергии удара в случае столкновения поезда с препятствием и при сильном ударе деформируются, тем самым снижая вероятность повреждения корпуса вагона и травмирования людей в поезде[61]. До этого подобная система в России устанавливалась только на дизель-поезде; первым таким поездом стал ДП-М, также созданный ЗАО «Трансмашхолдинг» (на заводе ОАО «Метровагонмаш»)[73].

как выгледит внутри